Оптимизация сайта под социальные сети (англ. Social media optimization, SMO) — комплекс мер, направленных на привлечение на сайт посетителей из социальных медиа: блогов, социальных сетей и т. п. Появление термина Social Media Optimization принято связывать с публикацией Рохита Баргавы (Rohit Bhargava), в которой автор сформулировал 5 правил SMO:

    Повышать ссылочную популярность — делать такие сайты и выкладывать такой контент, на который будут ссылаться.
    Упростить добавление контента с сайта в социальные сети, закладки, RSS-агрегаторы и т. п.
    Привлекать входящие ссылки, поощрять тех, кто ссылается.
    Обеспечить экспорт и распространение контента. Со ссылками на источник.
    Поощрять создание сервисов, использующих наш контент — mashup’ов.

Продолжение не заставило себя долго ждать — появились 7,8…16,17-й советы от других блоггеров. Если первые 5 больше относились к техническим моментам, то в остальных советах блоггеры стали описывать поведение человека, продвигающего ресурс.

SМО — это один из двух методов оптимизации вебсайтов, другой — это поисковая оптимизация или SEO.
Содержание

В чем отличие SMO от SEO

Оптимизация для социальных медиа (SMO) — то же самое по сути, что и поисковая оптимизация (SEO), но предназначена не для поисковых машин, а для социальных сетей и блогов, чтобы привлечь оттуда трафик к себе на сайт или сформировать сообщество по интересам внутри социального ресурса.

При этом задача оптимизатора меняется с оптимизации для поисковых систем, на оптимизацию для людей — в том числе, на создание интересного, «вирусного» контента.

Еще одно отличие SEO от SMO — эффективность действий. На видеосервисе YouTube среднее количество просмотров обычного видеоролика на английском языке старше полугода составляет 10-12 тысяч просмотров. Добиться такого же количества средствами SEO гораздо труднее, чем это доступно SMO-специалистам, которые пытаются запустить «сарафанное радио», начиная продвигать видео в блогах и социальных сетях. Часто это делается при помощи специальных сервисов.
Принципы оптимизации (SMO)

    Написание читабельного и красочно иллюстрированного контента.
    Создание постоянной аудитории проекта: общение с комментаторами, публикация текстов, подразумевающих дискуссии в комментариях.
    Публикация ссылок на контент других сайтов по тематике, что дает возможность влиться в круг тематических проектов.
    Перелинковка статей между собой.
    Устранение ненужных элементов интерфейса сайта: лишних ссылок, редко используемых блоков.
    Установка на самые видимые места сайта полезных элементов: подписка на сайт, блок самых популярных статей, ссылка на комментирование с призывом «сделать это поскорее» и т. п.
    Параллельная подача информации — рядом с основным блоком контента идет дополнительный блок с анонсами статей, ссылками на рекомендуемые заметки и другим. В случае, если основной контент не вызвал интерес, читатель переходит на анонсируемые статьи.
    Установка плагинов и виджетов для взаимодействия сайта с комментаторами и читателями, таких как «голосование», «рекомендация другу», «лучшие комментаторы»
    Интеграция с социальными сетями: установка кнопок «like» ("мне нравится"), виджетов групп проекта в соцсетях, плагинов комментариев и авторизации через социальную сеть.

Нетрадиционные виды SMO

Особый вид SMO — использование репутационных сервисов.

    Репутационные сервисы — это сайты и порталы, позволяющие не только размещать контент или ссылку на свой сайт, но и заставить пользователей ресурса обговаривать этот сайт, оценивать его, оставляя о нем критические отзывы, то есть создавать определенную репутацию данного сайта. Связь таких сервисов с социальными сетями (возможность пользователей публиковать ссылки страниц репутационного ресурса на своей персональной странице в социальной сети) еще больше повышает эффективность ссылочной популярности такого вида СМО-продвижения.

    Отзывы на посторонних ресурсах важны для владельцев сайтов по причине того, что в данном случае трудно произвести подтасовку общественного мнения.

    Стало быть, такие отзывы расцениваются не как рекламная информация, а как независимое мнение пользователей портала.

    Еще один важный аспект SMO-продвижения в данном случае — возможность владельца сайта отвечать на отзывы, оставленные о его ресурсе. Такая возможность предоставляется не каждому желающему (подобный ход может потянуть за собой увеличения количества случаев так называемого черного пиара) — только компаниям, получившим право подписки, а стало быть, утвердившим свои данные с руководством портала. Это делается в первую очередь в интересах самих компаний. Ведь от ответа компании на отзыв зависит степень авторитета, которую вызовет данная компания у последующих посетителей портала, то есть — репутация самой компании.

Критерии сайта на продвижение в социальных медиа и блогосфере

    Часто обновляемый контент
    Оригинальный контент.
    Тематичность контента.
    Размер публикации не менее 5 абзацев.
    Контент — повод для беседы, а не энциклопедическое знание.
    Умение автора писать под веб.

Принципы продвижения (SMO)

    Станьте своим в сообществе. Публикуйте полезную участникам информацию не только со своих сайтов.
    Не можете стать своим в чужом сообществе — создайте свое по вашей тематике.
    Ваша информация должна быть интересной даже тогда, когда это рекламная информация.
    Если вы опубликуете противоречивую информацию, то у вас появятся как сторонники, так и противники.
    Целевая аудитория не заканчивается в блогах и сообществах — привлекайте ее из любых источников, в том числе поисковиков и рекламы, и давайте «съесть» landing page своего проекта.

Причины неудач продвижения сайтов в сообществах

    Расхождение тематики сообщения и самого сообщества.
    «Назойливый» пиар своего сайта.
    Ваше сообщение написано не в том формате, который сложился для данного сообщества.
    Публикация информации в неподходящее время.
    Неинтересный контент.
    Неправильный выбор целевой аудитории.
    Игнорирование принципов скрытого маркетинга.

Отличие social media marketing от спама и как не попасть в разряд спамеров

    Разница между SMM и спамом в блоги и форумы аналогична различию между direct mail’ом и почтовым спамом.
    Продвижение в социальных медиа это не публикация подряд в социальные сети, закладки и Livejournal.
    Правильное продвижение подразумевает под собой интересный свежий авторский материал, заинтересованность автора поддержать дискуссию на своем сайте и на том, где материал проанонсировали.
    Тексты в разные сообщества должны звучать адресно, быть написаны именно для этого сообщества, а не для всех по одному шаблону.
    Задача smm-специалиста работать для сообщества, отдавать ему больше полезной информации, чем продвигать свой ресурс.